Великий Акбар

Абуль-Фатх Джалалуддин Мухаммад Акбар, более известный как Акбар Великий — третий падишах Империи Великих Моголов. Акбар укрепил могущество Могольской династии, путём завоеваний значительно расширил границы государства. К концу его правления в 1605 году империя Великих Моголов охватывала бо́льшую часть Северной и Центральной Индии. Осуществил ряд крупных государственных, военных, религиозных реформ. При Акбаре Великом достигли своего расцвета культура и искусство Индии.

Джодха и Акбар
Никогда не скатываясь до фанатизма, Акбар был подлинно религиозным человеком, всю жизнь стремившимся выявить и постичь сокровенную истину. Он был неизменно добр и внимателен к простым людям, охотно выслушивал их мнения, мысли и жалобы, что делало его необычайно популярным у представителей низшего сословия, в том числе и среди индусов, с которыми до его правления обращались как с людьми второго сорта.

Акбар почитал женщин и очень любил свою мать, которой на протяжении всей жизни выказывал глубокое уважение, хотя и не позволял вмешиваться в свои дела.

Живой, подвижный, обаятельный, наделённый чувством юмора, верный в дружбе, он, тем не менее, в иные моменты впадал в бешеную ярость, непомерно жестоко наказывая подданных, особенно высших сановников и царедворцев, злоупотреблявших своей властью и положением.

Как дипломата, судью, законодателя и администратора его отличала большая мудрость. Акбар часто прощал мятежных вассалов и это в большинстве случаев шло ему же на пользу, ибо превращало тех в верных слуг своего господина. Так например, несмотря на то, что его кровный брат, а позднее и его собственный сын подняли против него мятеж, он милосердно их простил и даже вернул принадлежавшие им земли.

И по сей день он остаётся одним из самых почитаемых людей в Индии. Правитель не умел ни писать, ни читать, но его тяга к знаниям была просто невероятной. Его огромную библиотеку в десятки тысяч томов возили за ним даже во время военных походов. По вечерам ученые мужи читали ему вслух разнообразные научные сочинения, и всю информацию Акбар Великий впитывал как губка. Он обладал исключительной памятью и эрудицией, а также тонким чутьем политического деятеля. Он даже создал собственную религию — дин-и илахи — «божественную веру», представляющую собой смесь догматов и обрядов ислама, индуизма, зороастризма и джайнизма.

За время правления Акбара были построены многочисленные величественные здания в Фатехпур-Сикри, где он основал свою столицу, красный форт в Агре, форт и дворец в Аллахабаде и многие другие, в архитектуре которых удивительным образом сочетались индуистские и мусульманские стили.

Мирное сосуществование в Индии всех религий, мудрое правление, экономическое процветание, военная мощь — плод его длительного правления. Удивительно то, что эти события происходили в 16 веке, когда на западе царствовала ночь религиозного кошмара. Люди резали друг друга из-за малейшего несогласия в трактовке Библии. В это время мрака, любое вольнодумство в буквальном смысле выжигалось инквизицией.

Известный российский индолог, доктор исторических наук Ванина Евгения Юрьевна увлекательно рассказывает об этом незаурядном человеке, поднявшимся над религиозными обусловленностями и объединившим Индию в единую страну.

В 1562 году Акбар взял себе в жены индийскую царевну. Принцесса Раджпута, Джодха, была индуистка и поклонялась Кришне. В то время, когда мусульмане и индуисты испытывали глубокую неприязнь друг к другу, их союз был призван не только соединить два сердца, но и две религии. Вопреки общепринятому обычаю, Акбар разрешил жене сохранить свою веру, а не переходить в веру мужа — ислам.

Джодха была третьей, любимой женой Акбара. Она единственная, кроме него самого, имела право выпускать указы, занималась международными морскими перевозками товаров и паломников в Мекку, управляла 12-тысячным кавалерийским отрядом. Хорошо пела и играла на вине, участвовала в законодательстве, продолжила работу Акбара, став начальницей духовной школы. Джодха стала для владыки не только любимой женой, но и другом и единомышленницей, а политический союз перерос в союз двух любящих сердец на всю жизнь.

История не сохранила её настоящего имени. В летописях и документах того времени она значится по своему титулу Мариам-уз-Замани Бегум Сахиба. Но так уж сложилось, что с начала 19-го века в ряде исторической и художественной литературы именно Мариам-уз-Замани стали называть Джодхой.

В современной индийской историографии принято считать, что именно её брак с Акбаром привел к постепенному сдвигу в сторону толерантности в религиозной и социальной политике в стремительно расширяющейся многоэтнической и многоконфессиональной империи Великих Моголов.

Предлагаю вашему вниманию невероятно красивый фильм «Джодха и Акбар» — пронзительная история любви одного из самых знаменитых императоров Индии и прекрасной принцессы.

Фильм «Джодха и Акбар» (2008):


My-shop.ru

Рубрика: Культура, философия

Комментарии

Нет комментариев

Добавить комментарий

Имя *

Mail *