Сила аскезы

Аскеза есть средство, а не цель. Цель — это близость к Богу.
Протоиерей Александр Мень

Аскеза — это вовсе не жизнь в пещере и постоянный пост, а способность регулировать свои инстинкты.
Святейший патриарх Кирилл

Нет большей аскезы, чем обуздывать ум, нет большего счастья, чем быть довольным, нет худшей болезни, чем быть жадным, и нет лучшей добродетели, чем милосердие.

Сила аскезы
Аскеза — это добровольное принятие дискомфорта (физического, психологического или любого другого), а также определённые усилия, которые мы к этому прикладываем. Важен акцент на слова «добровольное» и «принятие». То есть мы не страдаем и не рассчитываем на то, что это «зачтётся». Более того, мы спокойно и смиренно это принимаем.

Аскетизм — это инструмент саморазвития. Для правильного его использования важно понимать, как он работает, какие аскезы как и когда практиковать, чтобы результат шёл во благо.

Аскетизм для брахмана — приобретение священного знания, аскетизм для кшатрия — охрана народа, аскетизм для вайши — хозяйственная деятельность, аскетизм для шудры — служение.
Ману-смрити, XI 236

Какими бывают аскезы?

Аскезы бывают разными. Веды выделяют 3 типа: аскезы Тела; аскезы Речи и аскезы Ума.

Эти три вида аскезы, совершаемые человеком, который обладает трансцендентной верой, не стремится к материальным благам и действует ради удовлетворения Всевышнего, называют аскезой в гуне благости.
Бхагават-гита, 17.17

Аскезы Тела: питание, способствующее духовному росту (саттвичное, неубойное, без интоксикаций), умеренные физические нагрузки, паломничества, нахождения только в благостных местах, чистота тела и одежды, простота, ненасилие (может быть аскезой речи и ума тоже), контроль страстей и пр.

Аскезой для тела является поклонение Всевышнему Господу, брахманам, духовному учителю и старшим, например отцу и матери, а также чистота, прямота, целомудрие и ненасилие.
Бхагават-гита, 17.14

Совершая аскезы для тела, важно помнить, что цель ни в коем случае не навредить телу и пострадать, а через аскезу научиться контролировать свои желания и чувства. Фанатизм и садо-мазохизм неуместны, более того, самоистязание не имеет с аскезой ничего общего. Здесь можно возразить и вспомнить массу примеров из жизнеописаний йогов, которые вытворяли со своими телами, с нашей точки зрения, именно садо-мазо. Это можно объяснить разными уровнями духовного развития: что для нас аскеза, для них — естественное состояние, поэтому для действенного неудобства им нужно что-то более изощрённое.

Аскезы, которые совершаются из глупости, сопровождаются самоистязанием, несут гибель или причиняют вред другим, являются аскезами в гуне невежества.
Бхагават-гита, 17.19

Аскезы Речи: сатья (правдивость), не критиковать, не обсуждать, не злословить, не говорить плохо о ком-либо за спиной, не перебивать, не кричать, не «насиловать» речью тех, кто не хочет слушать или не готов принять сказанное, избегать споров, не переубеждать никого ни в чём и не стремиться «перетянуть в свою веру, йога-кружок и т. д.».

Аскеза речи состоит в том, чтобы говорить слова правдивые, приятные, направленные на благо других и не вызывающие беспокойств, а также регулярно изучать ведические писания.
Бхагават-гита, 17.15

Аскезы Ума: контроль чувств и эмоций, чтение писаний и размышления, самоосознание, самоанализ, обуздание чувств, усмирение гордыни, покаяние (раскаяние), почтительное отношение к людям, проявление уважения и тому подобное.

Удовлетворенность, простота, сдержанность, самообладание и очищение сознания являются аскезой для ума.
Бхагават-гита, 17.16

Аскезы могут делиться на вынужденные и добровольные. Хотя, это не совсем верно. То, что можно назвать вынужденной аскезой — «отработка» кармы, и аскезой не является. Вынужденный дискомфорт и боль напоминают о неизбежности страданий в этом мире и необходимости работы над собой, добровольные — помогают отработать или уменьшить долги будущего. Интересно, что не все добровольные пойдут на благо. Аскезы желательно совершать предписанные.

Что же мы можем получить от аскетизма?

1. Сжигание кармы

Совершившие великий грех и остальные, совершающие недостойные дела, освобождаются от греха хорошо исполненным аскетическим подвигом.
Ману-смрити, XI 240

2. Накопление тонкой энергии шакти (или тапаса) переработкой грубой энергии накопленных заслуг, что увеличивает жизненную энергию и повышает наш потенциал.

3. Получение материальных или духовных благ — удачное замужество, благословение богов, деньги, сиддхи (мистические способности), могущество, власть, уважение и многое другое.

В соответствии с законом кармы, все события в мире сбалансированы между тем, что мы получаем и тем, что отдаём простым механизмом. Механизм этот известен как 3-ий закон Ньютона — на каждое действие есть противодействие. И если мы переживаем аскезы, то, согласно механизму кармы, это страдание должно быть компенсировано неким количеством «счастья», чаще всего исполнением желаний (выздороветь, выйти замуж, получить много денег и т. д.). «Вознаграждение» во многом зависит от уровня развития аскета.

Цель аскезы

Цель должна быть чёткой и ясной. Иначе легко попасться на удочку Эго, и совершать аскезы ради самих аскез, при этом взращивая чувство собственного Я, параллельно «просвещая» всех и вся вокруг и наблюдая за взлетом чувства важности, как собственной, так и совершаемых действий, привязываясь к результату и ещё крепче сжимая руки кармы на своей шее.

Видеть и понимать цель очень важно. Нам неизвестно, почему йоги Индии подолгу морят себя голодом, холодом и Бог знает ещё чем. Это другой уровень. И нет смысла практиковать такие вещи во имя Эго. Например, мы решаем совершить аскезу и 10 дней не мыться. Это серьёзная аскеза. Но какова цель? Ведёт ли это к повышению уровня сознания и духовному росту?

Аскезы, совершаемые из гордости, для того, чтобы завоевать почет и уважение других и стать объектом всеобщего поклонения, являются аскезами в гуне страсти. Они дают временный результат и носят неустойчивый характер.
Бхагават-гита, 17.18

Самая главная опасность, подстерегающая любого аскета, состоит в том, что, получая шакти (тапас) посредством аскез, гордыня начинает «зашкаливать». Благодаря аскезам уважение к практику в социуме автоматически повышается, и Эго радостно потирает ручки. Без веры и без Бога внутри, аскезы превращаются в палача. Все результаты следует предлагать Богу и делать на благо всех живых существ (даже совершая аскезы для своего собственного очищения и духовного роста, необходимо понимать, что в долгосрочной перспективе это должно принести благо всем).

Поэтому важно не обсуждать аскезу с другими, не хвастаться, не выставлять напоказ, а лучше не говорить вообще про неё ни с кем, кроме как с Учителем (Наставником), если таковой имеется.

Лекции О. Г. Торсунова:

Аскезы

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Аскетизм

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Лекции Алексея Махова:

Аскезы тела — режим дня и режим питания. Аскеза речи

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Аскезы ума

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Аскезы, исполняемые в гуне страсти

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Аскезы, исполняемые в гунах страсти и невежества

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Аскетизм в правильном умонастроении

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.




Материал по теме:
В. Рузов «Лекции по Бхагават-гите», 17.14, 17.19


Рубрика: Духовные практики

Метки: , ,

Комментарии

Нет комментариев

Добавить комментарий

Имя *

Mail *