Уровни осознания Бога

Абсолютную Истину постигают в трёх аспектах, которые не отличны друг от друга. Их называют Брахманом, Параматмой и Бхагаваном.
Шримад-Бхагаватам (1.2.11)

Три аспекта Абсолюта - Брахман, Параматма и Бхагаван
Между этими тремя аспектами Абсолютной Истины нет разницы в качественном отношении, ибо все они являются духовными проявлениями единого Бога. В этом заключается их единство. Однако существует и некоторая духовная разница, иначе не было бы никакой необходимости в существовании этих трёх категорий. По сути дела, в этих трёх аспектах единый Господь раскрывает Себя в разной степени. Надо понять, на какой из этих трёх ступеней истинная сущность Господа раскрывается полнее всего.

Брахман

Это безличное проявление Бога, аспект Его вечного бытия, на который указывает санскритское слово сат — «вечность». Постижение Брахмана является начальной ступенью постижения Абсолюта. Те, кто постиг Брахман, достигают состояния освобождения от материального сознания. К этому уровню совершенства стремятся люди, занятые гьяна-йогой, суть практики которой состоит в размышлении над природой Абсолютного путем отрицания временных объектов этого материального мира. Такие люди пытаются понять, чем Абсолют не является: Он не то и не это, Он не ходит и не лежит, Его нельзя познать и нельзя почувствовать и т. п. Так, размышляя над тем, что является духом, а что материей, такие люди постепенно начинают различать проявления духа и познают Брахман — ослепительное сияние, исходящее от тела Бога, по-другому называемое брахмаджьоти. И хотя они достигают состояния осознания своего вечного существования, такое совершенство — лишь первая ступень постижения Абсолютной Истины.

Реализация безличного Брахмана

Человек, постигший Брахман, обретает блаженство от осознания того, что его природа едина с природой Брахмана, т. е. того, что он и Брахман вечны. Это блаженство описывается словом брахмананда, происходящим от слов брахма (Брахман) и ананда (блаженство). Обретя его, человек уже не воспринимает окружающее как нечто существенное. Все стремления и желания, понятия и убеждения вытесняются из его сознания. Он перестает что-либо говорить, что-либо делать, и даже мышление его, помимо осознания своей вечности, прекращается. Он не видит никакой разницы между собой и другими живыми существами. Так, находясь на уровне осознания Брахмана, человек обретает истинное знание об окружающем его материальном мире и естественную отрешённость, порожденную таким знанием. Природа недвойственного Брахмана полностью проявляется в его сознании.

Такой человек, прекращающий свою деятельность (карму) в результате самоосознания, черпает радость в собственном сердце (сознании). Тем не менее, у него появляется очень тонкое, духовное чувство незавершённости. Оно вызвано тем, что душа активна по своей природе и не может бездействовать. Это чувство может явиться причиной последующих действий двух видов:

  • Благотворительность и желание нести послание истины другим людям.
  • Поиск причины неудовлетворённости в себе.

Если человек принимает первое, то, действуя в материальном мире, пусть даже с такими благородными целями как благотворительность и очищение общества, он начинает обуславливаться материальной энергией, что приводит его к постепенной деградации.

Второе вводит человека в состояние йогического транса, в котором постигается Высшая Душа — Параматма. Так человек может прийти к реализации более высокого аспекта Бога.

Параматма

Это локализованное проявление Бога, присутствующее в каждом атоме творения и в сердце каждого живого существа (парама — «высшая», и атма — «душа»). Как Параматма Господь пронизывает Собой всё Творение и поддерживает его. При этом Сам лично Он не вмешивается в дела этого материального мира. Он просто наблюдает за желаниями живых существ и дозволяет их удовлетворить, если позволяет их карма (результаты деятельности). Если безличный Брахман по определению непознаваем, то трансцендентную форму Сверхдуши уже могут созерцать достигшие совершенства йоги-мистики, практикующие аштанга-йогу (восьмиступеньчатую мистическую йогу). Достигнув этого уровня осознания, человек познаёт аспекты вечности (сат) и знания (чит) Господа. Это вторая ступень постижения Абсолютной Истины.

Реализация Параматмы (Сверхдуши)

В отличие от Брахмана, со Сверхдушой (Параматмой) могут устанавливаться взаимоотношения. На этом уровне человек видит во всём присутствие Сверхдуши. Отличие его осознания от предыдущего уровня состоит в том, что теперь постигается Абсолютная форма. Параматма является кульминацией всего мистицизма, т. к. все мистические совершенства в этом мире берут своё начало в Ней. Человек черпает в созерцании образа Сверхдуши безграничное блаженство. Погружаясь в такое созерцание, он входит в единение со Сверхдушой, что позволяет ему проявлять, до какой-то степени, мистические способности (сиддхи), присущие Ей.

И хотя человек, постигший Сверхдушу в процессе йогической практики, удовлетворён в себе, тем не менее, в глубине сознания, как и в первом случае, приходит духовное чувство незавершённости. Это чувство побуждает йога к последующим действиям 2 видов:

  • Использование обретенных мистических сил для удовлетворения собственных желаний.
  • Стремление к дальнейшему совершенству.

Если человек принимает первое, то, поражая обычных людей своими мистическими способностями, он привязывается к славе и чувству превосходства над другими. Это быстро оскверняет его разум, и он объявляет себя богом. Так он деградирует вместе со своими последователями, поймавшимися на приманку его фокусов.

Если же йог-мистик, преодолевает соблазн наслаждаться мистическими способностями и стремится постичь Истину, оставив все желания, порожденные предыдущей деятельностью, то к нему приходит понимание, выраженное в Шримад Бхагаватам 2.2.6:
«Человек должен служить Сверхдуше, пребывающей в его сердце. Она — Всемогущая Божественная Личность, вечная и безграничная, поэтому Она является высшей целью жизни, и, поклоняясь Ей, можно устранить причину обусловленности своего существования».

Так, постепенно, медитация йога на Сверхдушу, превращается в преданное служение, приводящее его к осознанию третьего аспекта Абсолютной Истины — Бхагавана.

Бхагаван

Полное проявление Абсолютной Истины, последний шаг постижения запредельного. В этом аспекте Абсолютная Истина является источником всего сущего. Если Брахман лишь просто существует где-то за пределами материального творения, а Параматма пассивно поддерживает всё в материальном мире, то Бхагаван, будучи причиной всех причин и источником всего сущего, играет активную творческую роль. Такая индивидуальная творческая активность личностна по своей природе и исполнена блаженства (ананда). Поэтому только тот, кто постиг полное проявление Бога как Бхагавана, достигает состояния безграничного счастья, осознав все три аспекта Абсолюта: сат — «вечность», чит — «знание» и ананда — «блаженство». Практика, позволяющая постичь Верховную Личность Бога, называется бхакти-йогой — чистым преданным служением Ему.

Итак, мы можем видеть, что больше всего Божественных аспектов проявлено на ступени реализации Бхагавана, а именно — сат, чит и ананда (вечность, знание и блаженство). Поэтому, Бхагаван есть высшее проявление Бога. Реализация безличного Брахмана и локализованной Параматмы — является лишь частичным осознанием Бога и позволяет воспринять Его лишь ограниченно. Примечательно, что постижение высшего аспекта Абсолюта включает в себя и реализацию низшего. Поэтому, постижение Параматмы включает реализацию Брахмана, а постижение Верховной Личности Бога, Бхагавана, включает реализацию и Брахмана, и Параматмы. Другими словами, тому, кто постиг Бога в Его личностном аспекте, по Его милости открывается всё знание.

Осознание Бхагавана — Верховной Божественной Личности

Благодаря преданному служению, йогу в сердце является изначальная Божественная Личность — Бхагаван, источник безграничного блаженства, которое в Ведах описывается словом «ананда». Так, соприкасаясь с источником ананды, Верховной Божественной Личностью, через процесс чистого преданного служения, живое существо, приобщившись к этому блаженству, погружается в состояние неописуемого счастья.

Враджендра Кумар (Василий Тушкин) «Уровни осознания Бога»:

1. Вправление мозгов и укладка основ

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

2. Просветление и ослепление

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

3. Осознание Бога как Вселенской формы. Бог в природе

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

4. Бог как Параматма, Сверхсознание. Бог как источник и причина всего

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

5. Бог как отец. Бхагаван Шри Кришна

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.




Материал по теме:
Кто такой Бог?


Рубрика: Эзотерика

Метки:

Комментарии

Нет комментариев

Добавить комментарий

Имя *

Mail *