Из многих тысяч людей может быть один стремится к совершенству, а из достигших совершенства едва ли один воистину познал Меня.
Бхагават-Гита, 7.3
Священное ведическое писание «Бхагавад-Гита» сравнивает этот мир с перевёрнутым деревом, корни которого находятся вверху, а крона – внизу. Это означает, что этот мир является лишь искажённым отражением Духовного мира, Реальности.
Все религии говорят, что человек создан по образу и подобию Божьему, но каков же этот образ? Если вспомнить о том, что Господь – самая древняя личность во всём творении, может возникнуть образ Бога как умудренного жизнью старца. Но ведические писания раскрывают, что, хотя Бог – изначальная Личность, время не властно над Ним и Его миром. В своем изначальном образе Господь предстаёт как прекрасный юноша. Любовь и красота нашего мира – лишь отблеск Его любви и красоты. Поэтому наиболее подходящим обозначением Бога является слово «Кришна», что значит «личность, привлекающая каждого».
Большинство религий описывают отношения с Богом в категории «преступление и наказание». Бог описывается как грозный судья, отношения с которым исполнены страха и благоговения.
Чтобы понять поверхностность такого представления о Боге, достаточно осознать, что разные типы отношений в этом мире существуют только потому, что они существуют в духовной реальности. Можно воспринимать Бога не только как отца, но и как друга, сына или возлюбленного.
В этом мире мы видим, что чем сильнее любовь, тем меньше страха и отчуждения существует между любящими. Нельзя любить того, кого боишься, и бояться того, кого любишь. Если подобное невозможно в духовном мире, то значит наша реальность превосходит мир Бога, но считать так – заблуждение. Святые и писания вайшнавов открывают, что любовь стирает границы между безграничным (Господом) и ограниченным (живым существом).
Возможны отношения с Богом, лишенные страха и благоговения. Отношения такого уровня, когда непобедимый Господь покоряется любви и желает стать слугой Своего слуги. У каждой души есть потенциал подобных близких отношений с Абсолютом. Реализация этого потенциала, позволяющая Ограниченному заключить Безграничное в объятия, объясняется в ведических писаниях.
Лекция Александра Хакимова «Кто такой Бог?»:
Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.
Лекция Станислава Зюзько «Личность Бога»:
Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.
Лекция Александра Хакимова «Почему Кришна — Бог?»:
Чем занимается Бог в духовном мире?
Лекция Вячеслава Рузова «Божественное расписание»:
(лекция 1.23 из цикла лекций по «Бхагават Гите»)
Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.
Как звать Бога?
Поскольку Бог безграничен, число Его имен тоже должно быть бесконечным. Поэтому мы не можем остановиться на каком-то одном имени. Так, например, Кришну иногда называют Йашода-нанданой — сыном матери Йашоды, или Деваки-нанданой — сыном Деваки, или Васудева-нанданой — сыном Васудевы, или Нанда-нанданой — сыном Нанды. Иногда Его называют Партха-саратхи, имея в виду, что Он играл роль колесничего Арджуны, которого иногда называют Партхой, сыном Притхи.
Бога и Его многочисленных преданных связывают самые разнообразные отношения, и имена, которыми Его называют, отражают их. А поскольку у Него бесчисленное количество преданных и бесконечно разнообразные отношения с ними, число Его имен тоже бесконечно. Мы не можем выделить какое-либо одно имя. Но «Кришна» означает «всепривлекающий». Бог привлекает всех — это и есть определение Бога.
Во всех мировых религиях есть традиция восхваления божеств. В ведической традиции есть мантра «Вишну Сахасранама Стотра» — это воспевание множества имён Бога, в данном случае, тысячи имён Вишну.
Вишну-сахасрана́ма — это список из 1000 имён Вишну, который является одним из самых священных и часто используемых гимнов (стотр) в индуизме.
По данным 149-й главы «Анушасана-парвы» эпоса «Махабхарата», эти имена были даны Юдхиштхире знаменитым воином Бхишмой, который находился на смертном одре во время битвы на Курукшетре. Юдхиштхира спрашивает у Бхишмы:
— В этой вселенной, кто есть Всевышний Бог? (то есть, от кого зависит существование всего?)
— Кто является пристанищем для всех?
— Кто является той, одной Верховной Личностью Бога, восхваляя и поклоняясь которой человек достигает высшего блага?
— Какая форма дхармы является наивысшей, способной даровать спасение и процветание человечеству?
— Есть ли что-то, при повторении или чтении чего любое живое существо смогло бы освободиться из цикла рождений и смертей?
Бхишма в ответ сказал, что человечество может освободится от всех страданий, повторяя «Вишну-сахасранаму», — тысячу имён Вездесущего Всевышнего Господа Вишну, который находится выше времени и является повелителем всех миров и полубогов (дэв), и который неотличен от Брахмана.
Очень полезно слушать эту мантру каждый день, я, например, слушаю её каждое утро, когда готовлю завтрак.
Мантра «Вишну Сахасранама Стотра» (Vishnu Sahasranama Stotra)
Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.
Александр Хакимов «Какое у Бога имя, форма, качества и функции?»:
Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.
Материал по теме:
Лекции В. Рузова по «Бхагават-Гите», гл. 7 «Знание Абсолюта»
Уровни осознания Бога