Духовные поиски «Битлз»

Мы заработали много денег и достигли славы, но на мой взгляд, это всё не то. Какое-то время это было увлекательно, но это не может ответить на вопрос о смысле жизни.
Дж. Харрисон

Наши жизни проходят в сумасшедшем ритме. У нас есть всё, что только можно купить. Но когда ты достигаешь этого, приобретенное со временем теряет смысл. Начинаешь стремиться к чему-то иному, к новым ощущениям.
Ринго Старр

Духовные поиски Битлз
Знакомство Европы с традиционными индийскими учениями имеет долгую историю — от малозаметного интереса к «экзотике» до достаточно широкого признания в наши дни. Одной из вех на этом пути стало увлечение индийской философией и музыкой сверхпопулярной группой «Битлз». Знакомство битлов с индийскими учениями, обучение индийской музыке, поездка в ашрам в Ришикеше — всё это не только отразилось на музыке «Битлз», но и повлияло на мировосприятие битлов, а через них и всего западного мира.

В феврале 1968 г. все четверо битлов с жёнами отправились в Индию, в знаменитый ашрам Махариши в Ришикеше, расположенный в месте, где Ганга перетекает из горной местности в долину. Среди потрясающих красот местной природы они постигали глубины медитации.

Два месяца в Ришикеше стали плодотворным периодом для Леннона и Маккартни, которые в это время создали некоторый начальный материал, впоследствии воплощённый в альбомах «The Beatles» и «Abbey Road». Здесь также появилась и «Across The Universe», припевом для которой послужила мантра JAI GURU DEVA OM, которой их обучил Махариши.

Вскоре битлы начали разочаровываться в Махариши из-за его повышенного интереса к славе и деньгам, который они считали несовместимым со статусом глубоко духовного человека. Окончательному разрыву послужили слухи, что Махариши пытался завязывать интимные отношения с девушками в ашраме.

Разочаровавшись в лжегуру, «Битлз» покинули Ришикеш. На вопрос Махариши о причине отъезда Леннон издевательски заметил: «Если ты такой космически духовный, то сам должен знать почему».

Несмотря на разрыв с Махариши, битлы оставались верны учению медитации. Их вовлечённость в трансцендентальную медитацию помогла продвижению этого учения по всему миру. Позже битлы признавали, что знакомство с Махаришии, изучение индийской философии имело большое влияние на их жизнь и творчество.

Интервью Пола Маккартни с Дэвидом Линчем о Махариши, ч. 1
Интервью Пола Маккартни с Дэвидом Линчем о Махариши, ч. 2

В 1966 году Харрисон купил пластинку «Krishna Consciousness», в которой гуру ИСКОН Бхактиведанта Свами Прабхупада исполнил мантру ХАРЕ КРИШНА и объяснил её значение. С тех пор он часто занимался медитацией, повторяя или воспевая эту мантру, иногда вместе с Джоном Ленноном. В 1968 году Харрисон впервые встретился с учениками Шрилы Прабхупады, а в 1969 году — с самим Прабхупадой. После этого он стал последователем традиции гаудия-вайшнавизма, оставаясь им до самой своей смерти.

13-я серия х/ф «Абхай Чаран» рассказывает о встрече Шрилы Прабхупады с Джорджем Харрисоном:

Встреча Свами Прабхупады с Битлз

Песня «My Sweet Lord». Джордж Харрисон включил в текст песни обращённое к Богу молитвенное хвалебное слово «Аллилуйя», а также ведическую мантру «Харе Кришна», которая является основной мантрой в Кали-югу (наш век).

…Аллилуйя — это радостное восклицание у христиан, в отличие от него мантра Харе Кришна имеет ещё и скрытый смысл. Маха-мантра — нечто большее, чем просто прославление Бога; это обращение к Богу с просьбой стать Его слугой. Мантра построена особым образом, а её звук обладает мистической духовной силой и этим она намного ближе к Богу, чем те слова, какими христиане сейчас описывают Его…
Из интервью Дж. Харрисона Мукунде Госвами

Читать интервью полностью




В 2011 г. вышел фильм Мартина Скорсезе «Джордж Харрисон: Жизнь в материальном мире». В нём интервью друзей, коллег, родных и близких, видео с личного архива, записи с концертов и студий… Фильм рассказывает историю его жизни и повествует о том, как духовные поиски стали важной её частью.

Джордж Харрисон — очень удивительный человек. Это можно наблюдать, начиная с его отношения к музыке, заканчивая его отношением к жизни. Не особо привязываясь к материальному миру, Джорджу удавалось привязывать к себе огромное количество людей, без сомнения положительных.

Путешествие Харрисона к самому себе, в том числе через Восток, становится самой интересной частью картины. Модные нынче в России всевозможные индийские техники — от медитаций до йоги — стали для бывшего битла той питательной средой, с помощью которой он преодолел творческий и духовный кризис, чтобы потом, начав заниматься своей душой, «реинкарнироваться» в новой музыке. Жизнь Харрисона была столь насыщенной, что могла вместить в себя десятки биографий. А те люди, которые его сопровождали в этом путешествии — сами по себе были гении через одного. Скорсезе каким-то непостижимом образом ухитряется сжать тонны информации, при этом не злоупотребив сухими фактами и всякий раз оставляя пространство для эмоций. Мартин Скорсезе в течение 208 минут приоткрывает завесу над музыкантом, который всё это время находился в тени не только Джона Леннона и Пола Маккартни, которые соревновались друг с другом в гениальности, но и Ринго Старра, который в силу своего характера тоже был всегда на виду. На их фоне Харрисон оставался «за семью печатями вещью в себе».

Скорсезе ни в коем случае не «шьёт» биографию, как по обыкновению штопают её к юбилею какого-нибудь деятеля из кусков хроники и комментариев очевидцев. Хотя формально фильм приурочен к 10-летию смерти музыканта, скончавшегося в 58 лет в ноябре 2001-го. Скорсезе на примере Харрисона пытается осветить тут свою личную тему: «Чем больше мы погружены в материальный мир, тем сильнее в нас стремление найти умиротворение и нужда в том, чтобы не отвлекаться на окружающие нас физические объекты. Харрисон всегда пытался найти баланс между материальным и духовным. Его жизнь была замечательным музыкальным и духовным путешествием».

На протяжении всего этого времени погружаешься без остатка в мир Харрисона, пытаясь понять его мысли и поступки, желания и действия, музыку, которую он с любовью дарил людям, что даёт возможность соприкоснуться с его энергией.

Джордж Харрисон: Жизнь в материальном мире

Альбом Джорджа Харрисона 1991 г. «Chant and Be Happy! Indian Devotional Songs»:Chant and Be Happy! Indian Devotional Songs
1 Govinda

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

2 Sri Guruvastakam
3 Sri Ishopanishad
4 Bhaja Bhakata/Arati
5 Bhajahu Re Mana
6 Hare Krishna Mantra
7 Govinda Jaya Jaya
8 Omkaaraaya Nama
9 Sarve Shaam

Скачать

Лекция Вячеслава Рузова о Дж. Харрисоне:

(Лекция 2.58-59 из цикла лекций по «Бхагават Гите». О «Битлз» начинается с 35-й минуты.)

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Передача Бориса Гребенщикова «Beatles после Beatles» из его авторской музыкальной радио-программы «Аэростат»:

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.


Рубрика: Музыка

Метки: ,

Комментарии

Нет комментариев

Добавить комментарий

Имя *

Mail *