Ведическая концепция здоровья

Человек, стремящийся к долгой жизни, которая является средством для достижения четырёх целей: своего предназначения, материального благополучия, удовлетворения потребностей чувств и освобождения от невежества, — должен с глубокой верой обратиться к учению Аюрведы.
Аштанга-хридаяйам-самхита

Ведическая концепция здоровья
Здоровье человека основывается на трёх опорах, как треножник, на котором стоит фотоаппарат. Если одну из опор убрать, две стоять не будут. На чём же стоит наше здоровье?

1. Ахара — то, что проникает в нас извне. В более узком смысле слова — это питание.
Идея питания проста — если пища убегает, то есть не нужно, если не убегает, то можно есть. Тот, на чью жизнь вы права не имеете, будет разрушать ваше здоровье.

2. Вихара — распорядок. Режим дня, режим недели, режим месяца, режим жизни.
Что и когда мы делаем, вовремя ли? В какое время встаём, ложимся, принимаем пищу, работаем, отдыхаем…

3. Аушадха— лекарство, несущее свет.
Не просто лекарство, а несущее свет! Антибиотики, например, не несут в себе свет, потому что «против жизни», неважно чьей. В Аюрведе говорится, что всё, что нас окружает, — суть лекарство, только нужно знать как это использовать.

Здоровье в Аюрведе описывается как четырёхуровневое состояние — это состояние физического, социального, психического и духовного благополучия, а не только отсутствие болезней или дефектов развития.

1. Арогья — отсутствие физических страданий.
Это первый уровень здоровья, который подразумевает, что вы не имеете телесных недугов, болей, воспаления и т. д., хорошо себя чувствуете соматически.

2. Сукхам — мирское счастье или счастье нахождения в социуме.
Этот уровень здоровья подразумевает благополучие, которое человек ощущает в обществе. Он чувствует себя удовлетворённым от тех или иных аспектов своей деятельности. Сукхам подразумевает удовлетворённость от взаимоотношений, деятельности и материального положения.

3. Свастха — укоренённость в себе самом, т. е. понимание своей собственной природы, своей духовной природы, понимание кто я есть на самом деле, что я являюсь душой и что она вечна, несмотря на то, что мигрирует из одного тела в другое.
Этот уровень понимания возможен только при одном условии: если человек осознаёт то, что все объекты, явления и события, приносящие удовлетворённость на втором уровне, временны, преходящи. Поэтому свастха подразумевает адекватную реакцию на события, которые происходят вовне и внутри меня. Я начинаю понимать замысел Всевышнего.
Свастха — это психическое и эмоциональное благополучие, уравновешенность в эмоциональной сфере, сфере ума.

4. Ананда — безграничное счастье, радость, благополучие, но только духовные.
Вы постоянно испытываете чувство счастья, что бы не произошло, что бы ни случилось, вы постоянно счастливы, удовлетворены, радостны, благополучны и, более того, это счастье постепенно увеличивается. Это очень высокий уровень здоровья.

Согласно Аюрведе, выделяются три основные причины болезней:

1. Прагья-апарадха — осознанное преступление против мудрости.
Чаще всего мы заболеваем из-за того, что пренебрегаем собственными понятиями, то есть совершаем осознанное преступление против своей же мудрости. Например, следуем сиюминутному побуждению и выбираем заведомо нездоровую пищу, которая создает нам проблемы. Чарака в своем каноне описывает прагья-апарадху следующим образом: негармоничное, вредное или нежелательное поведение человека, который потерял контроль над собой, своими чувствами, разумом и памятью. В основном это проявляется в виде врагов ума (анартх) и стереотипов поведения, например гордыни, гнева, зависти, алчности, страха и других. Все эти чувства расстраивают равновесие дош.

Тревога, неуверенность, страх, нервозность, беспокойство, смятение, скорбь и печаль вызывают увеличение ваты.

Гнев, зависть, ненависть, честолюбие, соревновательный дух, склонность к осуждению, язвительность, перфекционизм и потребность контролировать ситуацию вызывают увеличение питты.

Алчность, привязанность, чувство собственничества, скука, лень и апатия вызывают увеличение капхи.

2. Асатмья-индрияртха-самйог — негармоничное использование чувств.
Органы чувств снабжают нас жизненно важной информацией и дают огромное удовольствие. Но поскольку восприятия, мысли и чувства — это не только психические переживания, но и биохимические события, неправильное использование органов чувств может создавать дисбаланс в организме и вести к болезни.

Перегрузка органов чувств переутомляет нервную систему. Например, длительное воздействие яркого света травмирует сетчатку и переутомляет зрительный нерв, ведет к возбуждению питты, и потому у человека рано или поздно ухудшается зрение или возникают симптомы воспаления нерва. Продолжительное воздействие громкой музыки или громких звуков травмирует и ослабляет барабанную перепонку и другие части органа слуха. Долгое загорание переутомляет чувство осязания, возбуждает питту и может вести к раку кожи. Восприятие извращенной чувственной информации, например просмотр фильмов со сценами насилия, — это также пример неправильного использования органов чувств.

Использовать органы чувств с недогрузкой — значит не воспринимать с полным вниманием, игнорировать воспринимаемое или не использовать в полной мере возможности нашего изумительного сенсорного аппарата. В современной медицине известны такие болезненные состояния, как сезонное аффективное расстройство — разновидность депрессии, поражающая людей, которые зимой не получают достаточно солнечного света, «комнатная горячка» — дискомфорт и беспокойство, возникающие при длительном пребывании в помещении. Продолжительное голодание, когда имеет место недогрузка органа вкуса, возбуждает вату.

3. Кала-паринама — неуважение времени.
Все физиологические процессы в организме человека строго синхронизированы, начинаются в определенные моменты времени, имеют временную протяженность и заканчиваются в определенные моменты. Но внутренние процессы человеческого организма и их биоритмы не произвольны, а связаны с внешним миром и с его временными ритмами. Человек не автономен, его «внутренние часы» сонастроены с природными циклами. По этому поводу у Дипака Чопры есть хорошее выражение: лучше плыть по волнам природы, чем бороться с ними.

Человек должен учитывать свой возраст. В Аюрведе время жизни человека подразделяется на три периода: детство – капха, зрелость – питта, старость – вата. Для каждого из периодов характерны определенная физическая нагрузка, диета, заболевания.

Человек должен согласовывать свой распорядок дня с суточным циклом: время отхода ко сну и время подъема, время приема пищи, деловую активность, секс и прочее.

Кроме того, необходимо учитывать времена года. В Аюрведе времена года классифицируются согласно преобладающей в них доше. В холодную, ветренную и сухую осеннюю погоду преобладает вата, затем ее сменяют темные, тяжелые, сырые и пасмурные капха-качества зимы. Ранней весной по-прежнему преобладает капха, но по мере приближения лета прибывающие тепло, свет и яркость проявляют качества питты, которые достигают максимума в середине лета. Каждый из этих сезонов создает определенные проблемы для здоровья. Доша, преобладающая в данное время года, имеет тенденцию накапливаться в организме и возбуждаться, особенно у людей, в конституции которых она преобладает. Поступая разумно, можно избежать ее накопления и возбуждения.



Василий Тушкин «Ведическая концепция здоровья»:

Лекция 1

Лекция 2

Лекция 3




My-shop.ru

Рубрика: Здоровье

Метки: , ,

Комментарии

Нет комментариев

Добавить комментарий

Имя *

Mail *